Ярославский край
Ярославская губерния стр. 3

С 1870 года в губернии стало распространяться сыроварение, в 1884 году всех сыроварен было уже 93. В городе Угличе было сосредоточено производство известной “угличской” колбасы, она, как и сыры Ярославской губернии вывозилась в Санкт-Петербург, Ригу, Ревель и др.

Некоторые селения Ростовского и Ярославского уездов занимались откармливанием каплунов и пулярок, которые отправлялись в столицы. Рыболовство, считавшееся в прежние времена одним из главных промыслов на исходе XIX столетия, было уже в упадке. На рубеже XIX-XX веков рыбной ловлей занимались еще жители многих приречных и приозерных селений, но она не составляла уже исключительно их промысла. Ярославская стерлядь и мелкая рыба из Ростовского озера доставлялись в Москву.

Скудость почвы и выгодное положение губернии, открывающее удобные пути в разные стороны, рано побудило местных жителей искать счастья в так называемых отхожих занятиях, и помогло им выработать в себе предприимчивый дух, сметливость, уменье приспосабливаться к обстоятельствам, - качества, каковыми, бесспорно, отличались ярославцы. Из общего числа уходящих на заработки половина уходила в Петербург, одна седьмая часть в Москву, значительная часть направлялась к Нижнему Новгороду, и уже из этих городов ярославцы распространялись по всей Империи, не исключая Финляндию.

По сведениям, собранным в 1874 года к выдающимся кустарным промыслам в губернии принадлежали следующие: шитье рукавиц и обуви из кожи (Ярославский, Пошехонский, Ростовский уезды), выделка овчин и шитье полушубков (Ярославский и Романовский уезды), приготовление валеной обуви и войлоков (Сереновская волость Ярославского уезда Романовский и Рыбинский уезды) изготовление телег, саней, тарантасов, колес (Романовский, Любимский, Ростовский уезды), бондарный промысел и производство деревянной посуды, изделия из дерева (ящики, веретена, берда, мялки, грабли), столярные, плотницкие и токарные изделия, льняная пряжа и ткани из нее, прядение веревок, гончарное и кирпичное производство, кузнечный и слесарный промысел, портняжничество и вязание шерстяных чулок, судостроение.

Судостроение имело особенное значение для губернии, если принять во внимание ее положение на центральной водной транспортной артерии Европейской России. Судостроение было наиболее развито в Рыбинском, Мологском и Мышкинском уездах. В губернии строили в год до 7 тысяч различных судов, из них на Волге - 1760, на Шексне до 4 300, на Мологе до 100, на Сити от 300 до 500, на реке Яне - до 25.

Рост населения приводил к превышению местных потребностей в рабочих руках и вынуждал предлагать свой труд в других местах, а доступные пути сообщения превратили такие “отлучки” в особый и господствующий вид промысла, называемый отхожим. Ярославская статистическая экспедиция по сведениям за период с 1842-1852 года определила это количество в 55 000 человек в год. По переписям, проведенным в Санкт-Петербурге и Москве ярославских крестьян оказалось в первом 61 788 “душ обоего пола”, во втором -14 616.

Неплохо была развита в губернии фабрично-заводская промышленность, занимавшая как по сумме производства, так и по разнообразию товаров одно из видных мест среди губерний Российской Империи. Во второй половине XIX века в губернии было 1708 фабрик и заводов с производством на 22.077.990 руб. В основном производственно-фабричная деятельность была сосредоточена в Ярославле и его уезде, на долю которых приходилось 68% продукции в стоимостном выражении, Рыбинском уезде с городом Рыбинском и Ростовском уезде.

[ 1 ][ 2 ][ 3 ][ 4 ]


Хостинг от uCoz